Юридические новости

Сборник юридических новостей от Grata International
(Октябрь 2021)

Содержание:

  • Об утверждении новых ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами
  • О подписании Закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» Кыргызской Республики
  • О принятии законопроекта о госзакупках
  • О вынесении на общественное обсуждение проекта НПА по маркировке алкогольных и табачных изделий
  • О принятии Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года
  • О принятии законопроекта «Об обороте криптоактивов»
  • О вынесении на общественное обсуждение законопроекта о Парке высоких технологий Кыргызской Республики («ПВТ КР»)
  • О предложении Министерства экономики и финансов принять единые правила регулирования цен
  • О рассмотрении проекта Налогового кодекса Кыргызской Республики в первом чтении
  • Об одобрении концепции проекта Налогового кодекса Кыргызской Республики
  • О рассмотрении поправок в законы в сфере лицензионно-разрешительной системы
  • Об утверждении Министерством Юстиции Плана действий по защите интересов государства в международных арбитражных судах
  • Об учреждении Министерства цифрового развития

Об утверждении новых ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами

Утвержден Порядок начисления, уплаты, сбора и взыскания задолженности сбора за удержание лицензий (далее – СУЛ) на право пользования недрами. Соответствующее решение подписал Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Улукбек Марипов.

Принятое решение направлено на соблюдение национальных интересов в сфере недропользования и совершенствования законодательного регулирования сборов за удержание лицензии.

Проведенный анализ деятельности мелких и средних компаний-недропользователей показал, что основная цель введения СУЛ – мотивация компаний к разработке и запуску производства, достигнута лишь частично. Большинство лицензий удерживаются с целью перепродажи – например, из 769 лицензий только по 250 лицензиям (35 %) осуществляются работы по добыче полезных ископаемых.

Отметим, что до 2013 года законодательством в сфере недропользования предусматривался административный рычаг – профильный государственный орган мог аннулировать лицензию при непроведении тех или иных работ, с 2015 года начал применяться экономический рычаг – введен платеж за удержание лицензии (ПУЛ). За период с 2013 года по настоящее время в местные бюджеты по ПУЛам поступило 2,4 млрд сомов (ежегодные отчисления составляют от 250 до 377 млн сомов).

Однако, как показала практика, первоначально установленные ставки ПУЛ не способствовали скорейшему запуску производства или сокращению лицензионных площадей. Поэтому возникла необходимость в пересмотре этих ставок.

При установлении новых ставок СУЛ компании, удерживающие лицензии с целью перепродажи будут вынуждены либо проводить горно-геологические работы, либо отказываться от лицензий, по которым в последующем могут быть привлечены инвестиции.

Решение вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

 

О подписании Закона «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления»

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления».

Данный Закон подписан в целях повышения ответственности глав местных государственных администраций — акимов, органов местного самоуправления в решении социально-экономических задач местного значения Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» и Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» были консолидированы.

Аким назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики на основании представления Председателя Кабинета Министров по консультации с полномочным представителем Президента в области.

В целях усиления координации деятельности территориальных подразделений государственных органов акимам предоставлено право назначать на должность руководителей территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел и местных органов военного управления.

Кроме того, аким наделен полномочиями назначать на должность и освобождать от должности глав исполнительных органов местного самоуправления айылных аймаков и городов районного значения.

Мэры городов областного и республиканского значения назначаются Президентом Кыргызской Республики.

Для привлечения квалифицированных кадров и опытных управленцев назначение на должности акимов и их заместителей, а также руководителей исполнительных органов местного самоуправления будет осуществляться исключительно из состава регионального и муниципального резервов кадров.

Отмечается, что увеличен срок полномочий руководителей исполнительных органов местного самоуправления с 4 до 5 лет.

При этом Законом предусмотрены квалификационные требования и ограничения, предъявляемые к кандидатам на должности акима, мэра и главы айыл окмоту.

В целях комплексного решения вопросов социально-экономического развития района создается районный кенеш.

Аким наделен полномочиями заслушивать отчёты руководителей территориальных подразделений государственных органов, а также глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел и местных органов военного управления.

О принятии законопроекта о госзакупках

7 октября на заседании Жогорку Кенеша депутаты приняли во втором чтении проект Закона КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках». Инициатором данного законопроекта является Председатель Кабинета Министров. 20 октября на заседании Жогорку Кенеша, депутаты рассмотрели данный законопроект в третьем чтении.

Целью законопроекта является совершенствование системы электронных государственных закупок и внедрения лучшей практики, а также упрощение процедур государственных закупок и минимизации коррупционных проявлений. Доля уставного капитала иностранных юридических лиц, владеющих электронной торговой площадкой, не должна составлять более чем сорок пять процентов. Порядок аккумулирования и управления денежными средствами определяется решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.

 

О вынесении на общественное обсуждение проекта НПА по маркировке алкогольных и табачных изделий.  

4 октября Министерство экономики и финансов КР вынесло на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах реализации требовании статей 98, 242, 255, 257, 258, 280, 281, 287 и 295 Налогового кодекса Кыргызской Республики и статьи 11 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 30 декабря 2008 года №735».

В целях обеспечения государственного бюджета, устранения возможного уклонения от уплаты налогов было предложено внести изменения в Положение о порядке выдачи и применения марок акцизного сбора утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года №735, где п.3 предложено изложить в следующей редакции: «Маркировка подакцизной продукции по видам, наименованиям и емкостям (для алкогольных и табачных изделий) производится в соответствии с типами и номерами акцизных марок, указанных в решении органа налоговой службы о выдаче акцизных марок».

 

О принятии Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года».

Так, в связи с принятием Конституции

Кыргызской Республики на референдуме 11 апреля 2021 года и изменением социально-экономической ситуации в стране, руководствуясь статьями 66 и 71 Конституции Кыргызской Республики, постановляется:

Утвердить Национальную программу развития Кыргызской Республики до 2026 года.

Кабинету Министров Кыргызской Республики:

— разработать и принять План мероприятий по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года;

— актуализировать инвестиционные проекты, указанные в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы;

— принять соответствующие меры, вытекающие из настоящего Указа.

Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, органам судебной власти, органам местного самоуправления рекомендуется согласовать свои стратегические документы (концепции, стратегии, программы) и планы мероприятий с Национальной программой развития Кыргызской Республики до 2026 года.

 

О принятии законопроекта «Об обороте криптоктивов»

7 октября на заседании Жогорку Кенеша депутаты приняли в первом чтении проект Закона КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об обороте криптоактивов». Инициатором данного законопроекта являются депутаты Турускулов Ж.К., Бешимбаева А.К., Тотонов Н.Т.

 

 

О вынесении на общественное обсуждение законопроекта о ПВТ КР

11 октября Министерством цифрового развития КР вынесен на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики».

Было предложено внести изменения в Закон Кыргызской Республики «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики», а именно в

части снижения 80% требования по экспорту для резидентов ПВТ. Таким образом важным фактором в данном случае является популяризация IT индустрии. Данное обстоятельство предполагается достигнуть путем привлечения новых резидентов ПВТ.

Однако, отталкивающим моментом тут становится требование к потенциальным резидентам в виде ориентированности их деятельности на экспорт и доходов от него в размере 80%. Исключив установленный 80% порог, проектом предлагается создать благоприятные условия для всех представителей IT-отрасли.

 

О предложении Министерства экономики и финансов принять единые правила регулирования цен

29 октября Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики вынесло на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам государственного регулирования цен».

В республике имеются отдельные статьи в отраслевых законах, предусматривающие порядок государственного регулирования цен, при этом имеются противоречащие друг другу нормы в разных законах, поэтому возникает необходимость систематизировать и принять единые правила регулирования цен и нормы о порядке ценообразования в рыночных условиях.

 

О рассмотрении проекта Налогового кодекса Кыргызской Республики в первом чтении

На заседании Жогорку Кенеша 27 октября депутаты рассмотрели проект Налогового кодекса Кыргызской Республики в первом чтении.

Информацию по данному вопросу представил министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев. Предлагаемый проект направлен на приведение налогового законодательства Кыргызской Республики в соответствие с современными экономическими условиями, дальнейшую цифровизацию налоговых процедур, создание равных условий для ведения бизнеса и сокращение теневой экономики.

В ходе обсуждения депутат Дастан Бекешев обозначил, что представители бизнес-сообщества выступили против данного проекта Налогового кодекса КР. Он также поднял вопрос о статье 4 проекта Налогового кодекса КР. «По предлагаемой норме, человек, который в течение года продал два мешка картофеля, становится бизнесменом. Так не должно быть», — отметил он. Более того, со слов депутата Жогорку Кенеша Абдывахал Нурбаева предлагаемый проект освобождает сотрудников силовых структур от уплаты подоходного налога.

Руководителем Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров было отмечено, что все граждане должны выплачивать налоги, однако в предлагаемом кодексе норма об освобождении от подоходного налога силовиков осталась в качестве компромисса.

 

Об одобрении концепции проекта Налогового кодекса Кыргызской Республики

Депутаты Комитета по экономической и фискальной политике и Комитета по бюджету и финансам 26 октября, на совместном заседании одобрили концепцию проекта Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики и Налоговый кодекс Кыргызской Республики», внесенного Председателем Кабинета Министров Кыргызской Республики – Руководителем Администрации Президента Кыргызской Республики  А.У. Жапаровым от 21 октября  2021 года №24-16201.

Законопроект направлен на приведение налогового законодательства Кыргызской Республики в соответствие с современными экономическими условиями, дальнейшую цифровизацию налоговых процедур, создание равных условий для ведения бизнеса и сокращение теневой экономики.

 

О рассмотрении поправок в законы в сфере лицензионно-разрешительной системы

На заседании Жогорку Кенеша 27 октября, депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере лицензионно-разрешительной системы». Инициатором данного законопроекта выступило Правительство Кыргызской Республики.

Докладчик, заместитель министра экономики Бекболот Алиев отметил, что с момента принятия закона «О системе лицензирования в Кыргызской Республике» в правоприменительной практике возник ряд трудностей и внутренних противоречий, которые предлагается устранить. По его словам, поправки позволят Кабмину разработать и утвердить методологию оценки рисков в сфере лицензионно-разрешительной системы.

После обсуждения законопроект направлен на голосование в первом чтении.

 

Об утверждении Министерством Юстиции Плана действий по защите интересов государства в международных арбитражных судах.

В свете международных арбитражных исков, инициированных против Кыргызстана, в том числе по ситуации вокруг проекта “Кумтор”, 26 октября Министерство юстиции утвердило План срочных мер по повышению эффективности защиты интересов государства в международных арбитражных и иных судебных процессах, а также для снижения потенциала новых арбитражных исков.

Комплекс срочных мероприятий включает в себя:

  • совершенствование инвестиционного законодательства, с акцентом на усиление юрисдикционного иммунитета государства;
  • внедрение инструментов по оценке качества услуг местных или международных юристов, и мониторинга уровня расходов;
  • развитие местного пула экспертов по арбитражным вопросам для работы с международными юристами;
  • анализ и разъяснительная работа с госорганами и госслужащими в группах повышенного риска.

Реализация плана установит более высокий порог юрисдикционной защиты нашей государства и снизит потенциал новых арбитражных исков против Кыргызстана.

Уже начат анализ содержания всех арбитражных процессов, инициированых против Кыргызстана, изучаются вопросы эффективности юридического представительства и текущий механизм мониторинга качества\расходов, а также определены системные причины, которые или создают риски для новых арбитражных исков или же снижают эффективность судебной позиции Кыргызстана.

Планируется создание отечественного пула экспертов и внедрение нового формата взаимодействия с международными консультантами с акцентом на развитие отечественной школы юристов-практиков в вопросах международного права и арбитражного судопроизводства.

Рассматривается вопрос развития практики «менторства» для международных юристов и пула отечественных специалистов, которые будут ассистировать внешним консультантам или самостоятельно вести процессы в рамках определенных арбитражных и иных процессов.

Кроме того, будут проводиться информационные и тренинговые кампании для государственных органов, деятельность которых сопряжена с риском возникновения инвестиционных споров и арбитражных исков.

 

Об учреждении Министерства цифрового развития

Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал Указ «О внесении изменений в некоторые решения Президента Кыргызской Республики».

Данным Указом вносится изменение в Указ Президента «О структуре и составе Кабинета Министров Кыргызской Республики и структуре Администрации Президента Кыргызской Республики» от 12 октября 2021 года.

Указом предусматривается включение в структуру Кабинета Министров Кыргызской Республики Министерства цифрового развития Кыргызской Республики в целях разработки и реализации государственной политики в сфере цифровизации и электронного управления.

The Decree provides for the inclusion of the Ministry of Digital Development of the Kyrgyz Republic into the structure of the Cabinet of Ministers of the Kyrgyz Republic to develop and implement the state policy in the field of digitalization and e-government.

Меню